Электровоз ЧС1
Электровоз ЧС1 (Чехословацкого производства, тип 1. Заводские обозначения — 24Ео, 41E) — пассажирский электровоз постоянного тока.
К середине 1950-х годов пассажирские электрифицированные маршруты в СССР обслуживались электровозами ВЛ19 и ВЛ22, которые по своим тяговым характеристикам и динамическим качествам не соответствовали пассажирской службе. В связи с этим было принято решение о постройке пассажирского электровоза нового типа. Новочеркасский электровозостроительный завод к концу 1955 года разработал эскизный проект пассажирского электровоза, однако, текущая загрузка завода производством грузовых электровозов не позволила приступить к производству новой, пассажирской серии.
Чтобы ускорить решение вопроса в ноябре 1956 года Советский Союз подписал контракт с «Пльзеньским заводом им. Ленина» в Чехословакии. В послевоенные годы Чехословацкое правительство закупило для «Шкоды» лицензию на производство четырехосных универсальных электровозов у швейцарской фирмы «Винтертур» с конструкцией опорно-рамного привода фирмы «Сешерон». Под обозначением Е 499.0 этот электровоз стал поступать на чехословацкие железные дороги (заводской тип 12Е). Именно этот электровоз с внесением некоторых изменений в конструкцию было решено закупить для железных дорог СССР в качестве пассажирского локомотива.
Электровоз-памятник Е 499.005 в Нова Вес
В начале 1957 года первые два локомотива ЧС1 (заводской тип 24Е0) поступили в Советский Союз. По сравнению с серией 12Е у электровозов ЧС1-001 и 002 за счет постановки автосцепок СА-3 была удлинена рама кузова. Электровозы были оборудованы автосцепками СА-3, кранами машиниста Шкода 0, утепленными кабинами машиниста, токоприёмниками, установленными на кронштейнах для обеспечения контакта с проводом, подвешенным на высоте от головки рельса до 6900 мм.
Электровоз ЧС1-002 в мае-июне 1957 г. испытывался на участке Москва — Серпухов с пассажирскими поездами весом 1000—1100 т. На подъеме 8 ‰ он развивал скорость около 85 км/ч, на площадке установившаяся скорость составляла 108 км/ч. Динамические и путевые испытания позволили дать удовлетворительную оценку новому локомотиву. Электровозы ЧС1-001 и 002 сначала работали на Курском направлении Московской железной дороги, а затем, с 1958 года, на участке Москва — Калинин Октябрьской дороги.
На основании данных, полученных в результате испытаний опытных электровозов, «Шкода» внесла в конструкцию ЧС1 необходимые изменения и с 1959 года стала строить их серийно. В 1959 г. были изготовлены № 003—005 (заводской тип 41Е0) и 006—017 (41Е1), в 1960 году — электровозы № 018—101 (41Е1). У электровозов типа 41Е песочницы помещались в кузове, изменилась форма окон в машинном отделении (прямоугольные с форточками вместо круглых), буферных брусьев, путеочистителя, тележки получили новую систему рессорного подвешивания, внесён ряд изменений в механическую часть. В 1960 г. на последнем из построенных электровозов данной серии ЧС1-102 в качестве эксперимента были применены новые тяговые электродвигатели (ТЭД) увеличенной мощности c увеличенным сечением проводников обмотки якоря и главных полюсов. В дальнейшем была выпущена целая серия подобных локомотивов, названная уже ЧС3.