Электровоз ЭП2К
Электровоз ЭП2К (Электровоз Пассажирский, тип 2, Коллекторный тяговый привод) — российский пассажирский электровоз постоянного тока, выпускающийся Коломенским заводом. Первый серийный пассажирский электровоз постоянного тока в истории российского электровозостроения.[1] Электрическую часть для ЭП2К выпускает Новочеркасский электровозостроительный завод и Смелянский электромеханический завод.
Электровозы предназначены для замены морально и физически изношенных электровозов серии ЧС2, которые были спроектированы в 1957 году, эксплуатируются свыше 30 лет, кроме того, со временем эти электровозы смогут заменить и электровозы серий ВЛ10 и ВЛ11, которые на отдельных дорогах, не имеющих парка пассажирских электровозов постоянного тока (например, на Северо-Кавказской железной дороге), до настоящего времени водят пассажирские поезда (но от этой идеи отказались, с учётом сложного рельефа местности, было решено заменять электровозы СКЖД ВЛ10 и ВЛ11 на 2ЭС4К)
Электровоз ЭП2К — магистральный шестиосный односекционный электровоз постоянного тока, предназначенный для вождения пассажирских поездов на железных дорогах с шириной колеи 1520 мм[2]. Оборудование электровоза установлено в кузове вагонного типа с безраскосным каркасом и стальной приварной обшивкой, включенной в силовую конструкцию. Металлоконструкция кузова является несущей и состоит из рамы кузова, а также каркасов стен и кабин, обшитых гладким стальным листопрокатом из низколегированной стали повышенной коррозионостойкости. Лобовая часть кузова обеспечивает безопасность локомотивной бригады при столкновении с препятствиями со скоростью до 20 км/ч[3]. Кузов имеет две кабины машиниста, передний и задний тамбуры и машинное помещение, в котором располагается электрическое, коммутационное и пневматическое оборудование электровоза. Всё оборудование локомотива, находящееся под напряжением, располагается в высоковольтной камере, находящейся в центре машинного помещения. Двери в высоковольтную камеру имеют блокирующие устройства, которые исключают доступ в нее при наличии напряжения на токоприемнике или при положении заземлителя «не заземлено». Машинное помещение имеет один рабочий проход шириной 50 см[4].
В движение электровоз приводят электродвигатели ЭД153У1 производства завода «Электротяжмаш» либо ДТК-800 КСУ1 производства Смелянского электромеханического завода. Оба двигателя имеют мощность 800 кВт при частоте вращения 945 об/мин[5]. Представляют собой компенсированную шестиполюсную реверсивную электрическую машину последовательного возбуждения[6]. Сьём электрического тока с контактного провода на электровозе ЭП2К обеспечивает полупантограф «SBS 2T» Тип:8WL0 188 — 6YH47-2 с пневматическим приводом[7].
Основными элементами экипажной части электровоза являются две трёхосные тележки. Опорами кузова на тележку являются пружины. Они расположены в нишах рамы кузова и опираются на боковины рамы тележки. При относительных перемещениях тележки и кузова в горизонтальной плоскости (относ кузова и поворот тележки) пружины опор кузова получают поперечные деформации, создавая при этом упругое сопротивление этим перемещениям, величина поперечных перемещений кузова относительно тележки ограничивается устройством возвращающим, а угловой поворот тележки ограничен упорами, расположенными на концевой балке рамы тележки. Вертикальные деформации пружин опор кузова ограничены вертикальными упорами[8].
Механизм передачи силы тяги расположен в средней части под кузовом электровоза. Механизм создает жесткую связь между кузовом и тележкой в продольном направлении, передавая силы тяги и торможения от тележки к кузову и не препятствует относительным перемещениям кузова и тележки в вертикальном и поперечном направлениях. Относительные угловые перемещения обеспечиваются за счет сферических шарниров расположенных в двух продольных тягах[9].
Пневматическое оборудование расположено в кабине машиниста, кузове электровоза и тележках. В кабинах расположены приборы управления тормозами: кран машиниста 395, кран управления локомотивным тормозом 215, устройство блокировки тормозов и электропневматический клапан автостопа. На панели пульта машиниста расположены двухстрелочные манометры, показывающие давление в тормозной магистрали и уравнительном резервуаре, питательной магистрали и тормозных цилиндрах тележки, расположенной под этой кабиной. Два главных резервуара объёмом по 500 л каждый расположены под кузовом электровоза. Остальное пневматическое оборудование размещено в кузове электровоза.
Электровоз оборудован современными средствами безопасности КЛУБ-У, ТСКБМ, САУТ. Усовершенствована конструкция кабины управления, в целом улучшены условия работы локомотивной бригады.
При проектировании электровоза был широко применён модульный принцип компоновки устанавливаемого оборудования, что позволило сократить простои электровозов в ремонте.
Мощность электрического тормоза электровоза — 4000 кВт, осевая нагрузка — 22,5 тс, минимальный радиус проходимых кривых — 125 метров.[10]
3 февраля 2006 года на Коломенско