Электровоз 2ЭС5
Не следует путать с электровозом 2ЭС5К.
Двухсекционный грузовой электровоз переменного тока с асинхронными тяговыми двигателями 2ЭС5 предназначен для грузового движения на железных дорогах, электрифицированных переменным током с номинальным напряжением 25кВ.
Электровоз оборудован системой защиты колесных пар от юза с поосным растормаживанием в случае появления юза при торможении фрикционным тормозом.
Особенностью электровозов нового поколения 2ЭС5 является наличие в их составе системы управления, обеспечивающей не только расширенную диагностику бортовых систем и аппаратов, но и оперативную передачу диагностической информации с борта локомотива в депо по каналам цифровой радиосвязи и GPRS. Кроме того, принципиально новым является применение системы автоведения грузового поезда с использованием средств спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS для обеспечения безопасных и энергорациональных режимов движения поездов.
Срок службы электровоза - не менее 40 лет.
Особенности конструкции:
Предусмотрена возможность соединения по цепям управления двух электровозов (2ЭС5+2ЭС5) или трех секций и синхронного управления ими из головной секции, предусмотрена работа электровоза в голове, середине и конце состава.
Предусмотрена возможность соединения силовых цепей 25 кВ на крыше электровоза при работе электровоза в составе трёх секций.
Компоновка оборудования в кузове электровоза, выполнена с центральным проходом по кузову и между кабинами.
Конструкцией электровоза, его электрической схемой, предусмотрена возможность управления электровозом машинистом без помощника («в одно лицо»).
Расчетный (средний за срок службы) среднегодовой пробег электровоза 225 тыс. км.
Мощность, количество и схема соединений статических вспомогательных преобразователей обеспечивают сохранение работоспособности всех тяговых двигателей электровоза в случае выхода из строя одного из каналов вспомогательного преобразователя.
Конструкцией преобразователя обеспечено резервирование питания вспомогательных машин. Диагностика устройств электрооборудования обеспечивает следующие функции:
выявление недопустимых режимов работы электрооборудования;
регистрацию недопустимых и опасных событий и сохранение параметров электрических процессов в энергонезависимой памяти для возможности дальнейшего анализа аварийных ситуаций ремонтным персоналом и определения причин их возникновения;
передачу информации в систему управления электровозом.
Наиболее важные устройства имеют датчики для контроля состояния или встроенную систему диагностики:
тяговый и вспомогательный преобразователи;
тяговый трансформатор;
токоприемник;
главный выключатель;
отдельные коммутационные аппараты;
аккумуляторы и устройства заряда.
В течение всего срока службы средствами бортовых систем обеспечивается автоматическое измерение и учет фактического пробега электровоза и наработки основного оборудования от начала эксплуатации, а также надежное сохранение измерений в энергонезависимой памяти локомотива.
Электровоз 2ЭС5 оборудован системой управления электровозом по радиоканалу при подталкивании состава на крутых подъемах и системой автоматизированного управления двумя и более электровозами по радиоканалу при вождении нескольких соединённых поездов с распределённой тягой.
Машинисту предоставлена возможность видеонаблюдения из кабины за оборудованием, неисправное, или предаварийное состояние которого может быть выявлено визуально.
Машинисту на дисплее, установленном в кабине, предоставляется полная информация о характере неисправности, с рекомендациями по порядку действий и о накладываемых эксплуатационных и функциональных ограничениях.
Система управления осуществляет постоянный мониторинг работоспособности оборудования электровоза и предупреждает появление опасных ситуаций (возможный перегрев оборудования, некорректные переключения, отключение приборов безопасности и т.п.).
Принципиально новыми в конструкции электровоза 2ЭС5 являются следующие технические решения:
бесконтактный контроллер машиниста;
кран машиниста с дистанционным управлением;
кран вспомогательного прямодействующего тормоза с дистанционным управлением;
безмасляная компрессорная установка;
механическая система блокирования высоковольтного оборудования;
блок питания низковольтных цепей управления;
комплексная система обеспечения безопасности движения электровоза – «безопасный локомотивный объединённый комплекс»;
безбандажные цельнокатаные колёса;
гладкостенная наружная конструкция кузова;
применение герметичных твёрдотельных реле в качестве коммутационной низковольтной аппаратуры;
применение светодиодных ламп в устройствах освещения электровоза;
применение технологии Ethernet для передачи данных.
Технические характеристики:
Осевая формула
2 х (2о-2о)
Масса секции, т
100
Конструкционная скорость, км/ч
120
Статическая нагрузка от колесной пары на рельсы кН
245,00
Мощность в продолжительном режиме, кВт
8400
Мощность рекуперативного тормоза на валах тяговых двигателей, кВт
7600
Сила тяги в продолжительном режиме, к