Электровоз ЧС4
Электровоз ЧС4 (Чехословацкий, тип 4; заводское обозначение — 52Е, прозвище - аквариум) — пассажирский магистральный электровоз переменного тока. Выпускался заводом Шкода с 1965 по 1972 гг. для советских железных дорог. С 1973 года завод перешёл на выпуск модели ЧС4Т, отличающейся формой кузова, конструкцией отдельных аппаратов, а также наличием реостатного тормоза.
В 1962 году, по заказу совнархоза СССР, народное предприятие Škoda им. В. И. Ленина в городе Пльзень (Чехословакия) приступило к разработке и проектированию шестиосного электровоза переменного тока для железных дорог СССР. В 1963 году был построен первый опытный электровоз S 699.001 (32E) ставший основой строительства электровозов переменного тока ЧС4 (52Е). В конце 1965 года в Советский Союз для испытаний в депо Кавказская прибыл первый шестиосный пассажирский электровоз серии ЧС4-001, с заводским обозначением индекса (52Eo). В эксплуатацию электровозы этой серии поступили в депо Киров, Ростов-Гл., Брянск-2, Россошь, Киев-пасс., позднее были переданы в депо Саратов, Балашов. В депо Киев-Пассажирский за панорамное остекление электровоз получил прозвище «Аквариум», а на Приволжской дороге за стеклопластиковый кузов — прозвище «Мыльница».
В 1971 году на дороги вышла глубокая модернизация ЧС4 — электровоз ЧС4т, заводское обозначение (62Е). Впоследствии число выпущенных ЧС4т превысило число ЧС4 и составило более пятисот машин, с № 232—740, и опытный, ЧС4т-161. Всего — 509 единиц.
В 1968 году на основе конструкции ЧС4 завод Шкода начал выпуск четырёхосных электровозов переменного тока серии S 499.0.
Пассажирский магистральный электровоз серии ЧС4 рассчитан на напряжение контактной сети 25 кВ, имеет мощность 5100 кВт, скорость часового режима — 101,5 км/ч, сила тяги электровоза составляет 17900 кгс. Конструкционная скорость электровоза — 160 км/ч. Собственный вес электровоза с 2/3 запаса песка — 123 тонны.